Мотобизнес
1752

Тренды уходящего сезона (2013)

Преамбула

Не открою Америку, если скажу, что мототема — сезонная.
Находясь внутри темы, я каждый уходящий год сравниваю с прошлыми, выявляя забавные закономерности.
В данной статье поделюсь с Вами моими наблюдениями и размышлениями. Она будет полезна мотокомерсам всех уровней (я надеюсь). Также жду Ваши замечания и мысли в комментариях к данной статье. Т.к. я сейчас нахожусь на Украине, то и большая часть информации будет по ее рынку, но все перечисленные тренды вполне распространяются на реалии остальных страны СНГ.

И так, приступим.

Тренд №1: «Хрустов стало меньше»

В уходящем году воочию стало заметно уменьшение чудо гонщиков на б/у скутерах в экипировке а ля «вьетнамки, шорты и солнцезащитные очки DG за пять копеек».

Мотобизнес: Тренды уходящего сезона (2013)

Заметно, правда, только в крупных городах СНГ, но все же. Причина собственно ни для кого не секрет — новые законы по малокубатурникам приравнявшие их к серьезной технике со всеми вытекающими. Скутерист в шлеме и с номером стал нормой. Особенно жестко за отсутствие шлема в этому году дрючили в Крыму.

Но жара-с…

Мотобизнес: Тренды уходящего сезона (2013)

В некоторых регионах России в начале сезона тиранили за отсутствие «черепахи» да наколенных и локтевых щитков!
Для безопасного трафика это все кончено «зер гуд». Для торговли… об этом будет далее.

Тренд №2: «Франкенштейны»


Мотобизнес: Тренды уходящего сезона (2013)

Обязательная регистрация еще сильно повлияла на целую отрасль — завоз б/у японских скутеров для последующей реставрации и перепродажи. Да что там повлияла, тема, можно сказать, мертва. Кто-то по инерции еще дышит (поставки и сбыт вроде налажены, не бросать же). Но былого шоколада уже нет. Временная амнистия на регистрацию пятидесятикубовых бездоков вроде чуть расшевелила тему, но… умерла так умерла. Как серьезный бизнес эту тему рассматривать более, наверно, не стоит. Но речь конкретно о скутерах, мотоциклы остались на плаву. Жирный пирог мотоциклетного б/у импорта и так исторически бездок, особенно по спортбайкам, поэтому пошесть прошла мотоциклы стороной. В направлениях же заточенных под взрослых мужиков (например чопперы) и так бездоковость всегда была моветоном.

N.B. Меня поправляет bayk777 (а он кстати конкретно из реставрационной темы), его слова:
— после кризисного 2008 года, прошлый год и этот год, это как раз расцвет. с 2008 по 2011 все подзатихли и как раз выживали монстры в этой теме. В 2012 и 2013 начали опять многие затягивать полтосы из японии. Не все кстати тягают легалом, но тот человек у которого тарюсь я, может выписать полный пакет документов на любой купленный у него полтос. Я не знаю как в следующем году будет, но два последних контейнера у моего поставщика забрали целиком. И это в зиму.

Ну что ж — вполне возможно. Думаю владельцы китайских полтосов вкусив все прелести качества где «цилиндр, ремень и вариатор — расходники на месяц» вполне могут возжелать пересесть на неубиенных японцев. Особенно если такая техника есть у кого-то из ближайшего окружения и есть с чем сравнивать. Плюс вопрос цены ни кто не отменял.

Лирическое отступление: некоторые думают что скутера из японских свалок плывут примерно так
Мотобизнес: Тренды уходящего сезона (2013)
но на самом деле вот это самое лучшее что их ждет в дороге
Мотобизнес: Тренды уходящего сезона (2013)
а скорее и просто насыпом.

Тренд №3: «И нахрена тогда мне скутер?!»

Еще один интересный тренд вызванный новым законодательством. Ранее эволюция среднестатистического юного мотоциклиста выглядела так: с3,14зженный скутер купленный у соседа за сто долларов -> кубатурный скут класса ADDRESS 110 или китайцы 125-150сс или кабовские клоны Альфа/Актив -> китайский байк или городской мотоцикл клон CB/CG хонд образца «конец прошлого столетия» (если были толковые наставники, то сразу что-то класса Yamaha YBR 125) -> эндуро или кроссовик или спортбайк (с большой долей вероятности — бездок).

Конечно те кто привязан к скутеру (например женщины в возрасте) ни куда от него не денутся.

Мотобизнес: Тренды уходящего сезона (2013)

Мотобизнес: Тренды уходящего сезона (2013)

Мотобизнес: Тренды уходящего сезона (2013)

Мотобизнес: Тренды уходящего сезона (2013)

И здесь наоборот скутер планомерно занимает нишу занятую ранее велосипедами.
Это уже сказалось на продажах запчастей для античных велосипедов подобных «украине».

Мотобизнес: Тренды уходящего сезона (2013)

Плюс минус как-то так. Сознательно не беру в расчет сельских ребят, которые с младых лет ковыряются в советских антиках — их пути эволюции неисповедимы.
Да и в принципе в селе законы не писаны и малышня гоцает на мототехнике пересаживаясь на нее сразу после трехколесного велика.

Мотобизнес: Тренды уходящего сезона (2013)

В итоге в этом же году стало вполне нормально, когда сразу покупают мопед или городской мотоцикл, зачастую китайца (не суть важно).
Т.е. не то чтоб на скутере не ездил. Брал у дружбана покататься. Но сам стартует сразу на ступень выше. Т.к. раз уж брать «белый» мот, то зачем скутер?

Тренд №4: «Бежим скорее в гастроном, останкинскую завезли...»

В 2013 году впервые не было дефицита по запчастям. Я не говорю про какой-то конкретный магазин в колхозе, а имею ввиду остатки на складах суммарно всех оптовиков.

Если позиционно даже в 2012 году гашение спроса выглядело как-то так:

Мотобизнес: Тренды уходящего сезона (2013)
(кто на моменты провала имел остатки дефицита — поимел свой маленький гешефт)

то уже в этом году картина была другая:

Мотобизнес: Тренды уходящего сезона (2013)

Т.е. пришло насыщение рынка.

И уж поверьте — в следующем сезоне даже графики рисовать не придется. Нулевой провал можно и словами описать.

Еще буквально пару лет назад в офисе у одного крупного украинского импортера было забавно: менеджерша (!) послала оптового клиента на юх (!!), ибо не по нраву он ей (!!!), видала как у конкурента через дорогу бывал давеча (!!!!)… Эпично. В этом же году многие владельцы крупнооптовых компаний лично (!) обзванивали клиентов «День добрый, как поживаете...»


Тренд №5: «Толково обозвали»

Если в 2005-2006гг вполне нормально было когда вам на опте продавали «трос на хонду» — какой, куда, на какую… ни кто особо не заикался. «Дайте ящик» и вся любовь.
То в 2013 прайсы оптовиков стали довольно дотошно расписаны. Конкуренция творит чудеса :)
Уже почти и не встретишь в прайсах «колодки тормозные на скутер», «домик газа», «карбюратор на японцев», «китайский цепьничек» и прочий подобный мрак. Расписывают довольно толково. Большинство даже узнало значение таинственной аббревиатуры 139QMB и GY6…

Мотобизнес: Тренды уходящего сезона (2013)

И это даже не все, следующий тренд является продолжением этого явления:

Тренд №6: «А где фото???»

Примерно в 2009 году оптовики из Мотоцентра внесли толковую идею в мототему — гиперссылки на фото из прайса:

Мотобизнес: Тренды уходящего сезона (2013)

Эта фишка решила проблему идентификации товара и теперь если номенклатура в самом прайсе не понятна, то благодаря фото вопрос сразу закрывается.
За прошедшие пару лет фактически все адекватные конторы повторили этот трюк:

Мотобизнес: Тренды уходящего сезона (2013)

Мотобизнес: Тренды уходящего сезона (2013)

Мотобизнес: Тренды уходящего сезона (2013)

В 2013году только технологические аутсайдеры не реализовали эту опцию:

Мотобизнес: Тренды уходящего сезона (2013)

Мотобизнес: Тренды уходящего сезона (2013)

Теперь если Вы не видите ссылок в прайсе то: или ваш поставщик малость отстает от движения рынка, либо вы имеете дело с «перекидоном». О посредниках как-раз мы и поговорим в следующем тренде.

Тренд №7 «Перекидоны»

Бизнесуха у посредников в уходящем году — не мёд. Под посредниками я подразумеваю «того парня, который знает другого парня, которого не знаешь ты и у которого можно купить дешевле чем можешь купить ты». И на этой марже строящие свой нехитрый бизнес. Классика по Марксу: Деньги-Товар-Деньги.

Мотобизнес: Тренды уходящего сезона (2013)

Особо радужных перспектив для них не предвидится. Рынок не резиновый. Насыщение товаром, избыток предложения и на его фоне общее падение продаж заставляет импортеров шевелить булками и пытаться расширять рынок сбыта и клиентскую база. Первыми под нож попали посредники.

Особо сильно их подрезает активное развитие транспортных компаний, которые вдобавок открывают отделения даже в «жопенях», а в крупных городах уже по пару десятков складов почти у каждого перевозчика. Т.е. логистика на порядок упрощается.

Развитие интернета, плюс появление страничек практически у всех оптовиков закрывает вопрос информационного вакуума. "… знает парня..." уже не работает. Почти все знают всех.

Мотобизнес: Тренды уходящего сезона (2013)

И даже проблему расчетов и «кидка» при «свидании в слепую» транспортники закрыли введя услугу наложенного платежа.

Шах и Мат.

Мотобизнес: Тренды уходящего сезона (2013)

С другой стороны, вполне нормально себя чувствуют посредники выросшие из «перекидонов» в полноценные компании со складскими остатками и обученным штатом сотрудников. Они гармонично вписываются в рынок предоставляя некий сервис, которого пока не предоставляют гиганты. Например скорость отгрузки. Или аккумулятивный ассортимент по прайсам импортеров.
И как раз в тему будет следующий тренд:

Тренд №8 «А у вас нет такой же, но с перламутровыми пуговицами?»

Ассортимент. Как много в это слове. Он реально зашкаливает в этом году:
— Вам патрубок воздушного фильтра красный или зеленый? А поролон в воздушный фильтр красный или синий? А корпус воздушного фильтра матовый, глянцевый или прозрачный?
Эти вопросы — не шутка. Вполне нормальные вопросы от продавца в 2013 году.
Т.е. амортизаторы всех цветов радуги уже не вызывают щенячего восторга у покупателя, т.к. это уже стало нормой для витрины в розничной точке.

Мотобизнес: Тренды уходящего сезона (2013)

— ммм, а нет ли у вас случайно золотого?
— есть конечно!

Мотобизнес: Тренды уходящего сезона (2013)

Чуйка подсказывает мне, что в четырнадцатом году прайсы оптовиков уйдут за десятки тысяч строк благодаря таким маневрам.

Такой рог изобилия разбаловал клиента и если он открывает прайс, а там всего триста строк…

Мотобизнес: Тренды уходящего сезона (2013)

… и закрывает. Исключение — «тайванцы». О них как раз в следующем тренде.

Тренд №9 «Тайванцы»

Тайванцами называются любые маломальский годные запчасти, которые не рассыпаются у клиента в руках еще на лотке в момент покупки. Некоторые даже действительно из Тайваня.

Мотобизнес: Тренды уходящего сезона (2013)алибаба держит нос по ветру...

Ресурс для войны оптовиков «а у меня дешевле» это не только понижение их маржи, но и понижение качества закупаемого товара. «Поршневая тюнинговая за десять баксов? — да на, подавись!».

Конторы же сидящие в нише «тайванцев» обычно побаиваются потерять какую-никакую репутацию марки и не дергаются в сторону «С» качества. Что забавно, с осени 2008 и по лето 2013 дешевые запчасти из китая просто таки рубили тайванцев серпом по яйцам.

Но. Конец тринадцатого это для них эпоха подлинного ренессанса.
Коли не случаться в 14-том какие-либо политико-экономические кризисы, эти ребята будут «на коне» в начале следующего сезона.

Мотобизнес: Тренды уходящего сезона (2013)в очередь, сукины дети!

В противном же случае они так и останутся в своей нише до тех пор, пока массовый китай не поднимет «среднюю температуру по палате» до их уровня (что сейчас кстати и происходит).

В любом случае «поршневая на неделю — заеба...» — девиз уходящего сезона, который я даже не буду выносить в отдельный тренд. Ну а битвы в интернете «не на жисть» о том «кто из тайванцев тайванистее» вы найдете в гугле и без меня.

P.S. Фух. Примерно половину прошли. Если мои размышления Вас заинтересуют, я напишу продолжение. Есть ли у меня еще «тренды и прогнозы в рукаве»? О да! Их есть у меня…


Nick_Godspeed эксклюзивно для BlogMoto

4 комментария

avatar
Подпишусь под каждым словом, кроме того, что стало меньше двухколёсных неадекватов. Как по мне так их ещё больше стало. ИМХО. У себя на районе наблюдал регулярно неадекватных школоло на несущихся табуретках, которые о ПДД слышали мало, а то и не слышали вообще.
0
avatar
Глотнул на одном дыхании. Так как варюсь в этом теме уже не первый год, то несколько нюансов для себя выделил, подчеркнул, и запомнил, за что отдельное спасибо. Лично мне, очень интересен дальнейший ход ваших мыслей, с боьшим удовольствием буду читать далее.
0
avatar
Поддерживаю.
0
avatar
Ааа, значит будет еще порция пищи для размышления? Ждем-с!
Кстати, заметил одну особенность менталитета торговцев запчастями: если на товаре не написано чёто типа Малоси-ЭмЭсУ-ЭсЕЕ, то это должно стоить дёшево и всё тут, на качество обращают внимание в последнюю очередь. А ведь юзеры и правда насытились «поршневыми на неделю». Ждем следующего сезона…
0

Оставить комментарий

Имя:
E-Mail:
Введите код с картинки: